Борис Юлин Происхождение и история казачества


Слова песни Происхождение и история казачества - Борис Юлин слушать онлайн

Исполнитель: Борис Юлин

Название: Происхождение и история казачества

Просмотрено: 354

Другие песни исполнителя Борис Юлин

Текст песни:

Сегодня я бы хотел поговорить о казачестве и о казаках. С самим понятием казачество и с казаками связано огромное количество мифов. Начиная от таких, что казаки это вообще отдельный народ, отдельный этнос, который случайно оказался вовлечен в русскую культуру, в русское государство. Подобные сказки разбирать, в принципе, особого смысла нет. Я бы хотел поговорить именно о том военном сословии, которое сложилось в Российской империи. Как оно сложилось, очень кратко, и что с ним в итоге произошло, то есть куда оно исчезло?

Дело в том, что само слово казак (исходно тюркского происхождения) означает вольного человека. Казачество начало складываться в те же самые времена, когда и складывалось Российское государство, то есть при царях Иване III, Иване IV, Грозном. Складывалось оно в разных местах немного по-разному. Например, на Дону это была смесь местных жителей и людей, которые бежали от крепости или от каких-либо бед на Дон. На Украине казачество складывалось в основном по двум направлениям. То есть там было верховое казачество это, собственно говоря, украинское казачество. Это реестровые казаки, которые находились на военной службе у короля и низовое казачество это запорожцы. То есть казачья вольница, фактически казачья республика, которая имела даже определенный суверенитет и участвовала в международных договорах.

В целом, на Руси и на ее окраинах складывалось две категории. Это вольное казачество и служилое казачество. Что на самом деле роднило оба этих варианта? Дело в том, что казаки это военизированные поселения на беспокойных границах государства. При этом особой роли не играло, находились они на службе у какого-то монарха, у государя или являлись просто местной вольницей, то есть название использовалось общее. На Украине, например, были реестровые казаки, которые находились на службе у польских королей. У нас были городовые казаки, служилые казаки, которые находились на службе у московского царя. В России, собственно говоря, в это время армия представляла из себя служилое дворянство, где дворяне и боярские дети, со своими людьми, составляли основную силу государства конницу.

Появилась более-менее постоянная пехота регулярная это стрельцы. Третьей частью войск, довольно важной, были как раз таки служилые казаки. То есть они селились в приграничных городах, несли воинскую службу, получали за это земельные наделы, но в отличие от помещиков, которым земельный надел доставался при помещении вместе с крепостными крестьянами, казаки получали надел гораздо меньший и без крестьян, то есть они обрабатывали его сами. Но при этом в отличие от остального крестьянства, они не несли тягла, то есть они не платили никаких податей. Они были от них освобождены, но за это были обязаны вести военную службу.

Казаков служилых было довольно много. То, что они находились на границе государства, приводило к тому, что именно они занимались освоением новых земель, а не только защитой рубежей. Именно действиями казаков приросла Россия Сибирью. Ермак Тимофеевич это казак. Он с казачьим отрядом и с небольшим количеством стрельцов покорил Сибирское ханство. Дальше Сибирь осваивалась такими известными исследователями, которые были тоже казаками, как Дежнев, Поярков, Хабаров. Их казачьи отряды добирались до Тихого океана и, собственно говоря, даже, проходили по нему. Так что Сибири именно то, что она русская Сибирь за это нужно сказать спасибо этим казакам. Дело в том, что это казачество, служилое казачество, которое осваивало Сибирь, оно напрямую своего, как бы сказать, казачьего пути не продолжило. То есть потомки этих казаков, которые освоили Сибирь, они потом со временем стали просто сибиряками, которые занимаются различными промыслами, земледелием, торговлей.

Основное казачье войско, которое было на Руси, сложилось не из этих городовых или служилых казаков, а из казачьей вольницы, например, которая была на Дону или с тех же самых украинских казаков. То есть из тех компактных групп, которые проживали за границей государства, либо на границе государства, и создавали, в общем-то, свою собственную военную структуру. Эти войска, со временем, даже не войска, а именно сами эти структуры, были объявлены казачьим войском. Имели сначала полное самоуправление, управлялись войсковым кругом. Впоследствии они эту автономию утрачивали и управлялись уже старшиной и назначенными атаманами. Старшины, собственно говоря, это те уважаемые казаки, которые управляют мирной жизнью казачьих станиц и атаманы, которые, собственно говоря, ведут, осуществляют военное командование.

Собственно говоря, именно в состав государства с уже частичной утратой автономии, казачьи войска были окончательно включены при Петре Великом. Собственно говоря, это и украинские казаки были (они служили еще и отцу Петра Великого Алексею Михайловичу), и донские казаки (они тоже еще служили отцу Петра), но до этого не было никакой четкой организации. Делами казачества занимались различные

Борис Юлин - Происхождение и история казачества


Комментарии:

Добавить комментарий



Каптча:

Последние песни